23.11.2018
Развитие ребенка от 3 до 7 лет
Этoт периoд в жизни ребенкa хaрaктеризуется пoстепенным перехoдoм oт детствa к шкoльнoй жизни и зaвершaется тестирoвaнием кoгнитивнoй и физическoй пoдгoтoвленнoсти мaлышa к учебнoму прoцессу. Все эти гoды стoит пoсвятить тoму, чтoбы к нaчaлу шкoльнoгo oбучения ребенoк oблaдaл всеми неoбхoдимыми нaвыкaми и дoстaтoчнoй рaбoтoспoсoбнoстью. В этoм рaзделе Вы нaйдете oтветы нa мнoгие вoзникaющие у Вaс в хoде oбучения и вoспитaния ребенкa вoпрoсы, a тaкже сoветы, кaк нaилучшим oбрaзoм рaзвить у ребенкa неoбхoдимые нaвыки. Для мнoгих рoдителей oбучение ребенкa чтению, счету и письму стaнoвится мучительнoй непреoдoлимoй зaдaчей. Этo oбуслoвленo лишь незнaнием психoлoгических oсoбеннoстей мaлышa и неумением прaвильнo oргaнизoвaть прoцесс. Стaтьи из этoй кaтегoрии пoмoгут избежaть мнoгих прoблем в прoцессе oбучения.
Развитие ребенка в 3 года
Занимаясь воспитанием ребенка в этом возрасте, многие родители ловят себя на мысли, что никогда в жизни не задумывались о таких простых вещах, как, например, «Почему трава зеленая?» или «Зачем кошке хвост?». Настало именно то время, когда вопросы «почемучек» усложнились настолько, что зачастую ставят родителей в тупик. Чтобы стимулировать ребенка к познавательной деятельности, стоит купить как можно больше разнообразных энциклопедий для соответствующего и более старшего возраста и искать ответы на вопросы малыша вместе с ним. Это не только поможет родителям с блеском выйти из тупиковых ситуаций, но и повысит мотивацию ребенка к обучению чтению. Чем раньше малыш научится читать, тем больше времени освободится у родителей для других развивающих занятий, игр и прогулок.
Три года – это время, когда стоит провести диагностику интеллекта крохи. Малыш должен уметь в этом возрасте рисовать фигуру человека, состоящую из 3-4 элементов. Словарный запас ребенка уже настолько велик, что он легко оперирует прилагательными, подбирает синонимы и антонимы к словам. Он не всегда делает это правильно и к месту, поэтому стоит обратить внимание на тренировку этих навыков во время занятий.
Для гармоничного физического развития малыша в этом возрасте, полезно купить ему скакалку. Прыжки через скакалку тренируют скорость реакции и координацию движений. Также ребенок с удовольствием играет в мяч со взрослыми и сверстниками. Малыш 3х лет должен уметь одеваться и раздеваться самостоятельно. Он легко управляется со сложными застежками и шнурками. Малыш уже может выбрать одежду, исходя из погодных условий, но иногда ему еще требуется совет старших. Поделки малыша из пластилина и других материалов для творчества становятся все более правильными, качественными, содержат большее количество элементов. Усидчивые детки могут создавать очень аккуратные панно и фигурки. Если кроха не усидчивый, стоит делить занятия творчеством на части, чтобы приучить малыша завершать начатое, возвращаться к неоконченному. Таким образом, начинается подготовка к школьной деятельности, которая будет усложняться постепенно. Если рисунки крохи до сих пор напоминают «каракули», стоит развивать мелкую моторику пальчиков, придумывая занятия, направленные на перебирание мелких предметов, например, нанизывание бисера на нити, мелкая мозаика. Но не стоит заставлять ребенка заниматься работой, требующей сосредоточения, слишком долго. Лучше всего, чередовать умственные и физические нагрузки.
Развитие ребенка в 4 года
К четырем годам у детей начинает развиваться эмоциональная сфера, а именно: чувства сострадания, сопереживания. Малыш перестает воспринимать мир с эгоистичной позиции и учится дружить. Эти изменения в психике ребенка стоит развивать и поддерживать, поощряя добрые намерения малыша. Так как ребенок уже умеет делать простейшие умозаключения, полезно загадывать ему загадки и решать совместно простейшие логические задачи. Игры в «неоконченное предложение» не только разовьют речь ребенка, но и помогут выявить его душевные переживания. Например, предложите ребенку окончить такие предложения, как: «Когда я гуляю с мамой, я…» или «Когда ко мне в гости приходят друзья, я чувствую…». Если окончания предложений ребенка по некоторым тематикам носят негативную окраску, задумайтесь, что может быть причиной такого отношения ребенка. Не ругайте малыша, а попробуйте скорректировать ситуацию.
В 4 года многие дети уже знают буквы, а в редких случаях даже умеют читать самостоятельно, что значительно облегчает подготовку их к школе и развитие интеллектуальных способностей. Рассматривая рисунки крохи, Вы заметите, что они стали более правильными, четкими и сложными. Детки в этом возрасте любят рисовать животных, а по фигуре человека, нарисованной малышом, можно судить об интеллектуальном развитии ребенка (рисунок должен содержать по меньшей мере шесть элементов).
Ролевые игры к 4 годам усложняются и лучшими подарками крохе станут такие наборы, как «врач», «парикмахер», «продавец». В этом же возрасте Вашим помощником в обучении становится компьютер. Но не стоит перекладывать всю заботу об интеллектуальном развитии ребенка на компьютерные развивающие игры. Помните, каким бы безопасным ни был Ваш домашний электронный друг, ребенку вредно находиться у экрана более получаса в день. Лучше делить это время на два подхода, перемежая прогулками на свежем воздухе. Четырехлетний малыш легко осваивает все снаряды на детской спортивной площадке, копирует походку животных, приседает, ходит на пятках, прыгает на одной ноге. Важно в данный момент следить за безопасностью малыша, так как в некоторых случаях угнаться за ним весьма проблематично. Чтобы ребенку было легче научиться писать, стоит давать ему задания копировать фигуры, нарисованные на тетрадном листе в клетку. Начать стоит с простейших и усложнять задачу изо дня в день. Попутно стоит покупать малышу альбомы для раскрашивания, в которых нужно дорисовать некоторые элементы по образцу. Это упражнение тоже прекрасно готовит руки ребенка к письму. Если малыш овладел большинством навыков, соответствующих этому возрасту, можно попробовать начать изучать иностранный язык. Но не пытайтесь дать ребенку сразу много информации. На данном этапе достаточно того, что он запомнит несколько слов и четко усвоит их значение. Веселые стихи и песенки на иностранном языке – это прекрасная тренировка памяти.
Наконец, Ваш кроха преодолел на ростомере отметку 100 сантиметров. Он переполнен энергией, которая требует непременного выхода, поэтому не стоит ограничивать активность малыша в этом возрасте. Так как Вам становится все сложнее контролировать ребенка, предоставьте эту нелегкую миссию тренерам спортивных секций. Так как ребенок входит в тот возраст, когда основной его деятельностью является подготовка к школе – выбор удобного письменного стола является основополагающей задачей родителей. Кроме того, стоит продумать освещение рабочего места и убрать из пределов видимости в этой части детской яркие картины и игрушки. Малыш еще не может концентрировать внимание на одной деятельности слишком долго, а дополнительные отвлекающие предметы только усугубят ситуацию.
Если Вы обучили ребенка читать ранее, он с удовольствием находит ответы на свои вопросы в энциклопедиях и сам читает сказки на ночь себе и близким. Если нет – стоит направить все усилия на обучение чтению. Кроме того, малыш должен уметь считать, как минимум, до десяти. Хорошо, если он умеет выполнять простейшие арифметические действия. Для этого совсем не обязательно давать ребенку решать задачи письменно. Обучаться счету можно на прогулке: «Посчитай, в скольких окошках горит свет в доме напротив. А теперь представь, что в двух окошках свет выключат. Сколько светящихся окошек осталось?», в гостях: «Сколько блинчиков испекла для тебя бабушка? А сколько останется, если ты съешь два из них?». Пять лет – это возраст, когда все знания, которые ребенок впитает, останутся в его головке навсегда. Это возраст закладывания интеллектуальной базы. Именно поэтому стоит заниматься с ребенком постоянно, обучая его новому и новому. Единственное, что стоит помнить, перегрузив ребенка сейчас, Вы можете вызвать в нем отвращение к учебе на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому стоит постоянно следить за заинтересованностью ребенка в занятиях и переключаться на противоположные виды деятельности сразу, как становится очевидно, что интерес к текущему занятию утерян. Самым лучшим приемом является предложение ребенку альтернативы: «Ты хочешь порисовать или посчитать?».Также важно стимулировать учебную деятельность ребенка похвалами даже за самые малозначительные успехи. А вот ругать за неудачи не стоит. Неправильно выполненное задание стоит отметить положительно. Это не значит, что стоит лукавить, хваля ребенка за ошибку. Стоит похвалить малыша за то, что он старался, но сказать, что Вы уверены, что он мог бы выполнить задание лучше, если бы приложил больше усилий и предложить повторить выполнение задания на следующий день. Такой подход к деятельности ребенка важен и с точки зрения воспитания у него адекватной самооценки, которая сейчас напрямую зависит от оценки ребенка близкими ему взрослыми. Индикатором самооценки станут рисунки ребенка. Если малыш располагает основного персонажа рисунка в нижней части листа или рисует его слишком маленьким – это четкое отражение заниженной самооценки. В таком случае, ребенка стоит больше поощрять. Слишком крупное изображение персонажа или изображение его в верхней части листа, говорит о завышенной самооценке, избалованности ребенка вниманием. Такой подход может обернуться тяжелой травмой в школьном возрасте. Поэтому стоит постепенно завысить требования к деятельности малыша и хвалить его только по значимым поводам.
Развитие ребенка в 6 лет
Если до сих пор Вы правильно развивали ребенка, то он в достаточной мере овладел всеми необходимыми будущему школьнику навыками. Сейчас важно обратить пристальное внимание на то, насколько правильно говорит ребенок и если речь требует коррекции, обратиться к специалисту. Проследите и за тем, какое количество слов использует в своей речи ребенок. К 6 годам у малыша уже достаточно большой словарный запас, поэтому важно, чтобы все это богатство было не в пассивной речи, а в активной. Стимулируйте оперирование синонимами, эпитетами, сравнениями. Кроме того, что речь малыша должна быть богатой, она должна быть красивой. Попробуйте обучить ребенка искусству риторики: умению слушать, оперированию интонацией и паузами. Эти навыки пригодятся будущему школьнику, помогут легче воспринимать и усваивать информацию, а также доносить свои мысли до слушателей. Если ребенок еще не приучен к строгому распорядку дня, самое время начать вводить в его жизнь такие правила. Малыш уже должен уметь обслуживать себя и даже помогать взрослым. Но не стоит давать поручения в приказном тоне, таким образом Вы не добьетесь ничего, кроме протеста. Оперируйте желанием ребенка стать взрослым, будьте для него примером. Именно сейчас важно воспитать глубокое чувство ответственности за взятые на себя обязательства. Даже если ребенок совершил существенный промах, не стоит пугать его тем, что в школе за такие промахи он получит плохую оценку или будет наказан. Уже сейчас старайтесь нарисовать в мыслях малыша светлый образ школы. Сходите на экскурсию в школу, в которую собираетесь отдавать ребенка, отмечая лишь положительные моменты, которые увидите. Полезным упражнением в этом возрасте становится графический диктант. Отметьте точку на тетрадном листе в клеточку и скажите ребенку, что будете диктовать — в какую сторону и на какое расстояние провести линию. Сначала стоит давать простые узоры, постепенно усложняя их. Таким образом, малыш не только закрепляет значения слов «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учится концентрировать внимание и четко выполнять инструкции. Не стоит слишком сильно загружать ребенка подготовкой к школе. Достаточно одного часа занятий, разделенного на две части, между которыми лучше отправиться на прогулку. Старайтесь построить занятия так, чтобы учеба была для ребенка чем-то приятным, интересным. Пусть он сам инициирует занятия. При огромном желании ребенка, занятия можно продлить на тридцать минут, но не более. Объясните ему, что намного больше он сможет заниматься, когда станет школьником. Таким образом, Вы стимулируете радостное предвкушение школьного периода.
Несмoтря нa тo, чтo пoсле кризисa трехлетнегo вoзрaстa дo семи лет критических тoчек в психoлoгическoм рaзвитии ребенкa не предусмoтренo, рoдители мoгут стoлкнуться сo мнoгими негaтивными прoявлениями в пoведении ребенкa. Неспoсoбнoсть рoдителей вoвремя выявлять психoлoгические прoблемы и купирoвaть их, ведет к усугублению этих прoблем в сaмый слoжный вoзрaстнoй периoд – oт 10 дo 14 лет. Именнo в этo время прoявляются все упущения в вoспитaнии ребенкa oт 3 дo 7 лет.
Пoэтoму стaрaйтесь сейчaс прилoжить мaксимум усилий для рaзвития пoлoжительных кaчеств мaлышa и сглaживaния oтрицaтельных. Чтoбы нaчaлo шкoльнoгo oбучения не стaлo для ребенкa психoлoгическoй трaвмoй, стoит вoспитaть рaдoстнoе предвкушение шкoльнoй жизни. Пусть ребенoк ждет этoгo мoментa с нетерпением. Тaкoе пoлoжение вещей пoмoжет прaвильнo и безбoлезненнo пoстепеннo скoрректирoвaть режим дня ребенкa, меняя егo в сooтветствии с пoявляющимися нoвыми oбязaннoстями.
Если Вы ведете улыбaющегoся первoклaшку в шкoлу, где педaгoги уже ждут с нетерпением Вaшегo мaленькoгo гения, я буду рaда, чтo в кaкoй-тo степени смoгла пoмoчь Вaм в нелегкoм прoцессе вoспитaния и рaзвития счaстливoгo, здoрoвoгo и умнoгo ребенкa!