16.11.2023
Тема: Поговорим о честности.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: формировать правильное представление о честности и правдивости.
Задачи:
- Уточнить представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);
- Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.
Подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств.
Предварительная работа: Чтение произведений о честности : «Косточка», «Лгун» Л. Толстого, «Почему?», «Что легче?» Осеевой; разучивание пословиц о правде, беда о правильных и нечестных поступках своих и товарищей.
Материал и оборудование: книга «Огурцы» Н. Носова, подготовка вопросов по содержанию произведения, мягкая игрушка – сердце.
Ход занятия:
На свете так бывает, порой не разберешь:
С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь?
Давайте мы, ребята, на свете честно жить,
С честными правдивыми так хочется дружить.
О чем говорится в стихотворении?
Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, друзей, всех людей.
Давайте поиграем в игру «Честно ли?». Если да, вы встаете, если нет - сидите на стульчике.
Честно ли бросать друга в беде?
Честно ли взять без разрешения игрушку?
Честно ли сознаться маме, что это ты сломал чашку?
Честно ли съесть чужую конфету?
Честно ли оболгать другого человека?
Воспитатель: Сейчас мы будем передавать друг другу сердечко, и рассказывать о честном поступке.
Дети вспоминают свои поступки, рассказывают о них, передавая друг другу сердечко.
Воспитатель: Народ сложил много пословиц и поговорок о честности. Давайте вспомним какие пословицы вы знаете?
- Шило в мешке не утаишь.
- Раз солгал – навек лгуном стал.
- Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят.
- У лжи короткие ножки.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Воспитатель: Объясните, что значит эта пословица?
Дети дают толкование данной пословицы.
А сейчас я хочу прочитать Вам рассказ в котором говориться о мальчике, который не сразу рассказал правдиво маме. Выразительное чтение рассказа «Огурцы» Н. Носова.
Вопросы по содержанию:
1. Как называется произведение?
2. Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов).
3. Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (Побоялся, что ему попадёт).
4. Каким оказался Павлик? (Трус, поступил нечестно).
5. Как встретила Котьку мама? (Чтобы он не выгружал огурцы, а отнёс их обратно).
6. Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (Испугался. Ночь. У дедушки было ружьё).
7. Как сказала мама своему сыну? (Пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор).
8. Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своём поступке? (Да. Он всё рассказал дедушке – сторожу, сумел ночью дойти до огорода, не побоялся).
9. Как отнёсся дедушка к признанию мальчика? (Он объяснил, что так нельзя делать).
Воспитатель: Вот видите, как легко стало Котьке и радостно на душе, что он сумел признаться в своём нечестном поступке, как нашёл в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.
А что сделали бы вы, окажись, на месте Котьки?
А сейчас я хочу предложить вам «Солнышко правдивости», на нём нет лучиков, если захочется кого-нибудь обмануть, вспомните о солнышке и старайтесь поступать честно. Вместо обмана нарисуйте солнышку лучик. Посмотрим, сколько раз солнышко помогло вам быть честным.
Закончить наше занятие я хочу прочитав басню Леонида Дьяченко – «Честность» :
Два маленьких Мышонка
Нашли мешочек пшёнки.
Один кричит: «Он мой!
Возьму его с собой!»
«Не тронь! – сказал другой,
–Не твой он и не мой.
Возможно мама Мышка,
Несла своим малышкам,
Случайно обронила,
Мышат не накормила.
Нельзя чужое брать!
Пойдём её искать,
Вернём находку Мышке,
Пусть кушают детишки».
Совесть – честности судья,
Будьте честными, друзья!