15.09.2022
В настоящее
время, в период переосмысления исторического пути развития нашего общества,
гуманизации и демократизации всех сторон его жизни, с особой остротой встаёт
извечная проблема нравственного воспитания: что воспитывать
и как воспитывать. Интересы общества диктуют необходимость нового
подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности.
Духовность – это интегрированное свойство личности,
показатель уровня человеческих отношений, способности к сопереживанию,
милосердию. Это высшее проявление воспитанности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее
интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение
к отечественной истории и национальному культурному наследию.
Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние,
сохранив самое ценное в фольклоре, изделиях народных промыслов, декоративно
-прикладном искусстве. Народное творчество (фольклор) – это неисчерпаемый
источник любви к Родине, патриотического воспитания.
Наша с вами цель, уважаемые родители – как можно раньше пробудить
в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского
национального характера: порядочность, совестливость, способность к
состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой
позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от
своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений
устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины.
Вводить элементы народной культуры в детскую жизнь надо
естественно, не навязывая, ничего специально не заучивая, не заставляя часто
пользоваться русскими народными выражениями, достаточно, если дети понимают
связь пословицы с действием, например: «Поспешишь, людей насмешишь», «Не сиди,
сложа руки, не будет и скуки».
Было бы ошибкой считать, что все содержание детской
жизни должно быть насыщено лишь народным творчеством. Для наиболее полного
удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо
и современная песня, и современная литература, и игрушка и т.п. Главное в том,
чтобы разные виды искусства были осмыслены как органические составные части
единого целого.
Какими же средствами мы можем приобщить детей к
истокам русской народной культуре?
- Пение колыбельных,
народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и
поговорок.
- Рассказывание легенд
и преданий.
- Разучивание песен и
танцев нашего народа.
- Воспитание и
уважение к родительскому дому.
- Сохранение и
передача семейных традиций, реликвий.
- Бережное отношение к
родной природе.
- Знакомство с
художественными промыслами своего народа.
В народном
искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость
народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство
ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается
к его культуре.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе
конкретные образы, краски, оно доступно и интересно ребенку, что является
основой для пробуждения и упрочения эмоционально - положительного отношения
детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно
воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это
воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно
доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого
удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому, воздействуя
на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие
творческих способностей личности.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в
настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение,
которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.
Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой
активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству,
устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке,
которой является для ребенка его родной язык
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении
задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих
способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими
воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа
формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное
богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего
народа.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная
форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом,
вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные
изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой
причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может
использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших
прабабушек.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко
устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы
привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают
на него своё воспитательное воздействие.
Фольклор -
это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор
выражает вкусы, склонности, интересы народа.