22.02.2023
Консультация «Какие сказки читать детям
3-4 лет?»
Сказки
для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир
вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство
воспитания. Средство передачи от старших поколений моральных норм, традиций и
обычаев своего народа. Через сказки дети получают первые базовые знания о
человеческих взаимоотношениях, об устройстве мира в целом.
Ни
для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно
сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают
ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то
информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и
долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко,
можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать
проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное – подобрать правильную сказку.
Так
какие же сказки читать детям с воспитательной целью? Как выбирать сказки для
детей?
К
выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего,
необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не
напугала малыша. Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому
ребенку, а «Золотое яичко» старшему дошкольнику. И не потому что эти сказки
плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребенка.
Младший
дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). Для ребят от 3 до 4 лет стоит переходить к
более сложным произведениям, но по-прежнему, отдавать предпочтение нужно книгам
ярким, красочным, с большим числом иллюстраций, большого формата. Детям старше
3-х лет желательно продолжать рассказывать и читать сказки, где главными
героями являются животные и люди; отлично подойдут сказки в стихах, народные
поучительные сказки, которые состоят из более сложных сюжетов и требуют более
обширного запаса слов, а также терпения, ведь сказки более длинные. Сказки
должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести
до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и
сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении
всего сюжета в конце добро должно победить. Если вы считаете, что в сказке
присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от чтения этой книжки.
Чтобы привить ребенку любовь к сказкам, необходимо
подобрать правильную книгу, которая работала бы на достижение нашей цели. Так,
детская книга со сказками должна быть.
1.Подбор сказок.
•
красиво и правильно иллюстрирована (картинки должны быть крупными, животные и
люди хорошо различимыми, каждой картинке должно соответствовать адекватное
текстовое содержание);
•
издана в авторитетном издательстве: «Дрофа», «Детство», «Малыш» и другие;
•
напечатана без сокращений;
•
отнесена к списку классической отечественной и зарубежной детской литературы.
2.
Соблюдение условий, необходимых для организации чтения сказок с детьми. Это:
•
немедленная поддержка детской инициативы по чтению сказки,
•
выбирать сказку может как ребенок, так и взрослый,
•
создание тихой, спокойной и уютной обстановки для чтения.
3.
Приемы удержания внимания ребенка при чтении
•выразительное
и заразительное чтение: интонация, жесты, мимика, темп, ритм чтения должны
увлекать ребенка, как в театре одного актера,
•чтение
с остановками: для детей 1,5 – 4 лет – это выжидательные паузы (при чтении
стихотворных сказок, например, в которых ребенок может сам вставить слово (если
хорошо знаком со сказкой, для детей 5 – 6 лет –это чтение с остановками и
вопросы типа: «Что произошло?», «Какие герои в этой сказке?», «Почему они так
поступили?», «Какие герои добавились?» и так далее. Такие остановки длительностью,
но не более 1,5 минут помогут удержать внимание и сохранить интерес к сказке.
4.
Анализ сказки сразу после прочтения. Фактически анализ сказки уже начался на
предыдущем этапе, в момент остановок во время чтения. Закончить анализ нужно
вопросами:
•
какие герои понравились, и какие не понравились?
•
почему?
5.
Момент рефлексии для родителя. Восприятие ребенком содержания сказки
состоялось, если сразу после прочтения книги ребенок:
•
начинает увлеченно играть, рисовать, лепить и так далее,
•
проигрывает сюжет сказки,
•
включает фантазию и изменяет сюжет, придумывая продолжение, включая новых
героев и так далее.
Примерный
список сказок для детей (3-4 лет):
Русские
народные сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н.
Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка
и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и
заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр.
Е. Чарушина; «Снегурушка и лиса», обр. м. Булатова.
Сказки
народов мира: «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два
жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы»,
узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и
Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с
болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница
мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с
шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика,
пер. с португ. Ю. Чубкова.
Литературные
сказки писателей России: «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», К.
Чуковский; «Яблоко», «Палочка-выручалочка», В. Сутеев; «Сказка про храброго
Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Д. Мамин-Сибиряк.