16.01.2023
Четвертый год жизни является переходным
из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением
ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного
мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное
формирование речи в дошкольном детстве
– одно из основных условий нормального развития ребёнка
в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи
с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об
окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря
происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте
обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели,
животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно
формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог
выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять
главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную
роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к
высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?» …
Развивая связную речь, следует учить детей:
· Понимать разнообразные вопросы и отвечать
на них;
· Задавать вопросы;
· Активно включаться в разговор;
· Объяснять содержание картины, ситуации.
Рассказывать о предметах, игрушках,
событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет,
в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?».
Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о
том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к
воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является
средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует
поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на
вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства,
мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними.
В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других:
друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра мультфильма или
чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо,
кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в
которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела,
зайка грустный).
Грамматический строй речи заключается в:
·
развитии умения
согласовывать слова в предложении;
· употреблении ласкательно-уменьшительных
слов;
· употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
«Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
«Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок,
медведь-медвежонок, собака-щенок…
«Добавь слово»: дом – домик, стол-(столик,
ложка-(ложечка, стул-(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти
лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока
у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:
·
развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи
простых упражнений, на пример: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
·
поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых
действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?» …
·
упражнять в правильном произношении
гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки:
на пример: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
·
развивать фонематический
слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя позвал?»).
·
развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить
звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).
·
развивать речь
и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой
моторики и развития речи состоит в том,
что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики
работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые
активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за
формирование речи ребенка. Вот почему при
выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество