16.01.2023
Игра
занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника,
являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной
психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень
большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста.
Свободная сюжетная игра-самая привлекательная для детей дошкольного возраста
деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок
испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей,
действий, отношений -всего того, что в практической продуктивной деятельности
оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы
связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной
ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в
ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».
Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и
обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря
тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью
условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие
вещи, а затем-изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во
внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет значение не только для умственного
развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре
различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и
целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Большое влияние
оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими
людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок
осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со
сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия
и намерения, согласовывать их с другими людьми. Однако свои развивающие функции
игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не
только по своему тематическому содержанию.
Что
же такое сюжетно-ролевая игра?
Сюжетно-ролевая
игра - это
основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
В чем же ее особенность?
Характеризуя
ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное
проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со
взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и
увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его
мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой
ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными
связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и
отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок
принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем
сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре
от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы
(готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные
отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и
т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные -
«как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается
воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные
отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же
время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения
(например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что
ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие
определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре,
поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая
позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной
социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с
неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей
самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре:
в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь,
деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также
является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования
отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А.
В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным
содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь
взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность,
в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая
игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не
означает, что дети не могут играть в одиночку.
Но
наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития
сюжетно-ролевых игр.
Надеюсь,
что информация была полезна в этом направлении.