14.04.2022
Здоровье
человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно
обуславливается на 50% - образом жизни, на 20% -наследственностью, на
20%-состоянием окружающей среды и примерно на 10%-возможностями медицины.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон
жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного
выполнения социальных функций. Большое значение в создании благоприятных
условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни
играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья
ребёнка - не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно
организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени, чем
все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и
здорового образа жизни.
Дошкольный возраст, по
утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании
фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период
происходит перестройка функционирования разных систем детского организма,
поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого
возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и
укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед
родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ
здорового образа жизни у дошкольников.
Родителям дошкольника
необходимо усвоить, что здоровье малыша - это не только отсутствие болезни,
эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ
будущего благополучия личности ребенка. Исходя из этого основным направлением
по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у
дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных
ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно
учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть
готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить,
что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и
дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему
здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника
должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического,
психического и социального благополучия ребёнка.
Но для решения
указанных задач на практике не всегда учитывается влияние основного вида
деятельности дошкольников - игры.
Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь
именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.
Общее значение игр для
детей переоценить, наверное, невозможно. Именно в игре ребёнок получает
полноценное, многоплановое развитие: физическое, трудовое, психическое,
умственное. Поэтому очень важно вызвать интерес к играм у детей и родителей и
внедрить их в повседневную жизнь.
Следует выделить, что
формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного
сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению
работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых возможностями их
детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные
спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. п.
С целью вовлечения семьи в подготовку
повышения педагогической культуры родителей в вопросах ЗОЖ, предлагаю
ознакомление с играми и упражнениями для укрепления здоровья малышей, распространению семейного опыта
ведения здорового образа жизни.
Игры на формирования правильной осанки.
Основой профилактики и лечение нарушения
осанки является общая тренировка организма ребенка.
В задачи игр входят: укрепление
опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника,
улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.
Игра «Качели-карусели»
Родители поднимают ребенка в положении
лежа на спине до уровня своего пояса. Один держит ребенка под мышки, другой -
за обе ноги и раскачивает его в выпрямленном положении со словами: «Кач, кач, качели». Затем один из взрослых продолжает
держать ребенка под мышки (другой отпускает) и
кружится вместе с ним вправо и влево (получаются карусели) со словами: «Полетели карусели».
Желательно игру проводить под ритмичную музыку. Игра проводится в
заключительной фазе занятий, когда ребенок почувствовал усталость.
Цель игры: расслабление мышц туловища,
улучшение вестибулярного аппарата.
Оздоровительные игры при
заболеваниях носа и горла.
При заболеваниях верхних
дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. При ритмичном, с
полным выдохом носовом дыхании, лучше расслабляются дыхательные мышцы и
рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с
детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкания
губ.
Игра «В гости к мишке»
Посадив игрушку - медведя на высокий кубик
и сделав горку из длинной доски, положенной на гимнастическую стенку, ведущий говорит:
Катя (имя ребенка) и
Алеша
Часто ходят к мишке с горки.
Ребенок входит на горку (можно
на игровой площадке во дворе использовать горку, только надо
быть внимательным и помогать ребенку взобраться на
высоту около метра, затем сбегает с нее и подбегает к мишке, гладит его и
садится отдохнуть. Ведущему необходимо внимательно следить за осанкой ребенка.
Цель игры: развитие ловкости, быстроты реакции
и движений, чувства равновесия, координации зрительного и слухового
анализаторов, устойчивого внимания.
Игра Совушка-сова»
Дети садятся полукругом перед ведущим. По
сигналу ведущего «день» дети - «совы» медленно поворачивают головы влево вправо. По
сигналу ночь дети смотрят вперед, взмахивают руками - «крыльями». Опуская их вниз, протяжно,без напряжения произносят: «У-уффф». Повторяют
два-четыре раза.
Цель игры: развитие коррекции рук с
дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функций дыхания (углубленный выдох).
Игры при плоскостопии.
Плоскостопие чаще всего встречается у
слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка
на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной.
Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие
свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие.
Поэтому игры должны быть подобраны таким образом,
чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы,
способствовали общему оздоровлению организма
и воспитанию навыка правильной ходьбы.
Игра «Донеси, не урони»
Игроки сидят на стульях. У каждого под ногами
простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги простынку и дотащить ее любым
способом (скача на одной ноге или четвереньках) до
противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто
это сделает быстрее, не уронив простынки.
Цель игры: укрепление мышечно-связочного
аппарата стоп, развитие ловкости.
Оборудование: стулья, простынки.