15.01.2019
Педагогические чтения на тему «Создание
образовательной ситуации с целью усложнения, детализации программных целей и
задач»
В современных условиях
активность, самостоятельность, инициативность, творчество становятся ведущими в
определении направленности развития детей. Дети не могут рассматриваться как
пассивные исполнители воли педагогов, а значимым для их развития является их
участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками в форме
сотрудничества. Проявить себя, как личность ребенок сможет только как субъект
деятельности, считают авторы программы «Детство». Но развивает не столько
деятельность, а та позиция, которую занимает ребенок в той или иной ситуации,
т. е субъектная позиция. Она связана с такими компонентами,
как:
·
целеполагание (младший дошкольник принимает цель взрослого; старший –
самостоятельно ее ставит);
·
владение ребенком способом деятельности;
·
способность получить результат деятельности:
·
самоконтроль и самооценка.
Личностно-субъективная
позиция позволяет ребенку принять цель деятельности взрослого или поставить ее
самостоятельно. Основная задача педагога – найти наиболее
эффективный способ вовлечения ребенка в позицию активного субъекта
разнообразных видов детской деятельности.
Одним из ведущих
подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является
создание образовательной педагогической ситуации, обеспечивающей
активное участие ребенка как партнера в образовательном процессе.
Реализация содержания основной общей
образовательной программы разработанной на основе программы «Детство», по
которой я работаю, предполагает творческое
конструирование педагогом образовательного процесса, единицей конструирования
которого выступают образовательные ситуации. слайд 2: Образовательная ситуация
может конструироваться в разнообразных формах взаимодействия с детьми (занятия,
совместная деятельность, задушевная беседа, разговор по делу, рассматривание
иллюстраций, игра и др.).
Необходимо, чтобы
жизнь детей в группе была наполнена событиями, поддерживались бы детские
«фантазии» и идеи, и каждый ребенок мог включиться в эту интересную
деятельность, проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным
субъектом детского творчества.
Образовательная ситуация
обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и уровень его
самостоятельности, предоставляет ребенку возможность проявить себя.
В связи с ведением ФГОС
я практически отошла от организации стандартных видов традиционных занятий по образцу. На
сегодняшний день после многочисленных экспериментов я выбрала для своей работы
технологию сообщества, поскольку у меня группа средняя разновозрастная данная
технология позволяет мне вовлекать всех детей в образовательный процесс с
разной нагрузкой. Для детей 4-5 лет
задания усложняются, по желанию дети
помогают младшим ребятам, справляться с возникшими трудностями на НОД. Для детей 3-4 лет
уровень сложности ниже. Так как группа разновозрастная введение
образовательной ситуации способствует
активизации процесса сотрудничества между детьми и взрослым. В ходе
образовательной ситуации дети становятся сплоченнее, совместными усилиями пытаются
найти пути решения проблемы. Каждый ребенок принимает участие в достижении
результата. Таким образом, введение образовательной ситуации позволяет мне
создать условия раскрепощенности детей, а также позволяет ребенку раскрыть свое
внутреннее состояние.